Стр. 1 - ХРИСТИАНСКАЯ АЗБУКА

Упрощенная HTML-версия

ХРИСТИАНСКАЯ АЗБУКА
ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Классификация религий
Религиозное сознание присуще человеческому сознанию. Однако формируется и формулируется оно не
только на основании внутреннего чувства и индивидуального опыта человека, а в значительной степени и на
основании той историко-культурной, языковой, общественной и собственно религиозной среды, в которой
происходит духовное формирование личности. Попытка их систематического описания и классификации
сталкивается с определёнными трудностями и не может считаться исчерпывающей.
Мы можем выделить следующие категории:
пантеистические религии
(историческими формами пантеизма
считаются некоторые системы индийской (брахманизм, индуизм, веданта) и китайской (даосизм) философии)
утверждают единство и тождественность божества и мира;
теистические религии
(например, христианство,
ислам, иудаизм) признают независимое существование божества и тварного (т. е. сотворённого божеством)
мира и человека.
Следующим признаком для различения религиозных верований служит
признание или непризнание господства единого божества над миром и
человеком, а потому верования разделяются на
политеистические
(индуизм, даосизм, синтоизм, а также языческие религии народов Севера,
Африки,
исповедующие
существование
множества
богов)
и
монотеистические (единобожие).
Примерами последних можно считать
«аврамические» религии — иудаизм, христианство, ислам.
Вероучения, представляющие единобожие, различаются между собой
главным образом отношением к личности Христа. Иудеи ожидают пришествия Его как идеального,
посланного Богом царя и потомка Давида.
Христианство исповедует Иисуса Христа, родившегося две тысячи лет тому назад, распятого за грехи всего
человечества, воскресшего на третий день и грядущего во втором Своём пришествии судить живых и мёртвых
и установить Своё вечное царствие. Ислам же, связывает спасение верующего со следованием «пяти
столпам», т. е. вероисповедальным, нравственным и ритуальным основам исламского учения.
В зависимости от следования древнейшим традиционным формам или нравственным установлениям и
нормам иудаизм в современном мире представлен в своём ортодоксальном, традиционном и
реформистском течениях.
Принципиальные различия течений внутри
ислама
прослеживаются по
вопросам в основном правоприменения, а не догматики (вероучения), за
исключением вопроса о свободе воли и, следовательно, личной
ответственности: шииты возлагают её на человека в гораздо большей мере,
чем сунниты, подчёркивающие в своём учении роль божественного
предопределения.
Различные христианские традиции, отражая исторический опыт церкви,
выделяют те или иные грани и аспекты христианского вероучения,
богослужения или благочестия, которые в той или иной культурно-
исторической среде оказывались наиболее актуальными и принципиально
важными. В названиях, исповеданиях и богослужебной практике различных современных церковных
объединений (баптисты, пятидесятники, православные, адвентисты и т. д.) этот исторический духовный опыт
находит более или менее яркое выражение. Например, баптистская церковная традиция настаивает на
необходимости крещения по личному исповеданию веры человеком в зрелом возрасте, в то время как
православная и лютеранская традиции допускают крещение младенцев по вере родителей или духовных
восприемников.
http://www.prosv.ru